Cart
  • Your shopping cart is empty!

10 May, 2024

Логистический кризис: блокада или временная пробуксовка?

Часть международных логистических маршрутов в Россию оказалась под ударами западной санкционной политики. Больше всего страдает сегмент морских контейнерных перевозок, российские логистические компании спешно ищут альтернативные способы доставки грузов.


Логистика превратилась в одно из орудий Запада в экономической войне против России. После обострения геополитической ситуации с российскими грузами в одночасье отказались работать ведущие мировые логистические гиганты, прежде всего корпорации, связанные с морскими контейнерными перевозками. Об отмене заказов от российских клиентов (за исключением медицинских и товаров первой необходимости) объявили швейцарско-итальянская Mediterranean Shipping Company (MSC), датская Maersk Line, французская CMA CGM Group, германская Hapag-Lloyd, японская Ocean Network Express (ONE), тайваньская Yang Ming.


Помимо транспортных компаний российские грузы бойкотируют крупные порты Европы. В частности, таможенные органы Голландии и Бельгии решили прекратить выпуск грузов в РФ, из-за чего в крупнейших европейских портах — Роттердаме и Антверпене — ряд терминалов отказались загружать суда с товарами в РФ.


Добавляет напряженности в ситуацию и игра мускулами западных регулирующих органов. Так, в портах Франции оказались арестованы два российских сухогруза («Виктор Андрюхин» и «Владимир Латышев»), а ранее власти Французской Республики задержали российское судно Baltic Leader, перевозившее автомобили.


Накладываются санкции и на российскую транспортную инфраструктуру. Так, Новороссийский морской торговый порт вошел в список подсанкционных предприятий Евросоюза. Западным компаниям теперь запрещается прямо или косвенно совершать с ним сделки, из-за чего ранее разгружавшиеся там суда европейских транспортных компаний поставили на якорь сотрудничество с этой гаванью.


Ощутимый удар по логистическим связям нанесло и закрытое небо: произошла почти полная остановка доставки грузов авиационным транспортом. Помимо этого работу в России приостановили иностранные курьерские сервисы: американские FedEx и UPS, немецкая DHL. Не стоит также забывать, что существенная часть логистических маршрутов оказалась затронута самим театром военных действий на Украине, площадь которой составляет около 600 тыс. квадратных километров, или около 6% всей территории Европы. Понятно, что никакое передвижение автомобильных или железнодорожных грузов по украинской территории сейчас невозможно, оказавшиеся в зоне конфликта автомобильные фуры брошены на произвол судьбы, украинское госпредприятие «Украинская железная дорога» присвоило тысячи железнодорожных вагонов российских и белорусских поставщиков. Парализовано и морское сообщение в Черном и Азовском морях в районе боевых действий, есть данные об инцидентах: эстонское грузовое судно Helt, следовавшее под флагом Панамы, недавно затонуло около порта Одессы предположительно подорвавшись на мине, четверо членов экипажа пропали без вести. В автомобильные пробки встали автопоезда на границе европейских стран с Белоруссией. При этом русские и белорусские дальнобойщики жалуются, что им угрожают — в частности, на территории Польши фиксируются случаи угонов грузовиков.


Однако несмотря на всю апокалиптическую картину, представители бизнеса говорят, что пока до полноценной логистической блокады России далеко.